logo
 
?

крапление игральных карт

, ставшим обычным для России и используемом по настоящее время.

В XIX веке в Российской империи игральные карты делились не только по типу колоды, но и по сортам — качеству бумаги и печати.

Сорта делились на самый дешёвый — глазетные для «публики», среднего уровня — атласные первого и второго сорта, тиснёные золотом и самые дорогие — для Высочайшего двора.

Для всех них Шарлемань создал единый новый облик, переработав уже ставшую привычной для России начала 19 века «северо-немецкую картинку», которая в свою очередь является потомком французской карточной колоды.

Новые рисунки были очень удачны и технологически — печатались в четыре краски, и эстетически — лаконичные и простые, но при этом обладающие своим неповторимым вкусом, с характером каждого изображённого персонажа.

Первоначально понятие «атласные» относилось к среднему сорту карт — печать на натёртой тальком бумаге, их было удобно тасовать и они не боялись влаги.

Со временем перестали изготавливать карты более низкого и высокого качества, а название «атласные» закрепилось именно за рисунком карт академика Шарлеманя.

Со второй половины XIX века атласная колода получила широкое распространение и стала традиционной российской карточной колодой.

Рисунки карт, почти не изменившись, используются в России до настоящего времени.

Исключение — на картах туз бубен и валет червей в подлинном эскизе изображён герб Российской империи.

На приносившее значительную прибыль производство игральных карт при Александре I вводится государственная монополия с доходами в пользу благотворительного ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Шарлеманя хранились в архиве Государственной карточной монополии, ведавшей продажей игральных карт в СССР.

Производство карт было развёрнуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казённой Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. После её ликвидации перешли в собрание Александра Семёновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов.