logo
 
?

китайская рулетка

Один из лучших фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, представляющий трагифарсы и иронические притчи.

Режиссер опровергает расхожее мнение, что немецкому юмору чужды изящество, блеск, умный сарказм, обычно приписываемые галльской смеховой традиции.

Он разделывается со «скромным обаянием буржуазии» с неменьшей безжалостностью, но и с равнозначным шиком, как, например, Луис Бунюэль или Бертран Блие.

Хитро сплетенная интрига взаимных подозрений и угроз группы добропорядочных немецких буржуа, связанных родственными, дружескими и деловыми узами, имеет, на самом деле, простое объяснение.

Богатый промышленник Герхард Крист приглашает на виллу свою любовницу Ирен, не зная, что туда же направилась его жена с собственным любовником, секретарем Криста.

А все это подстроено их дочерью-калекой Ангелой (чем не «ангел-истребитель»?! Загадочная игра в китайскую рулетку с не очень ясными правилами — всего лишь отстраненная, абсурдистская модель марионеточной жизни.

В ней все герои — жертвы своих слепых пороков, хищнической борьбы за выживание, а главное — преуспевание, когда каждый может легко разделаться с другим, потому что это выгодно и сулит те или иные блага и преимущества.

Они, как пауки в закрытой банке, заперты в одном роскошном интерьере и психопатологически, одержимо, но внешне — с милой улыбкой и аристократическими манерами, сразу же начинают поедать, уничтожать друг друга еще взглядами, будучи готовыми к физической расправе в удобный момент.

Это напоминает также и игру в кошки-мышки, когда кошка вроде бы лениво, нехотя потрагивает лапкой полупридушенную мышку, и повадки гиены, кружащей в отдалении, пока жертва не издохнет.

Фассбиндер доводит до совершенства манеру, найденную им еще в «Бременской свободе» (1972), где сквозь внешний декаданс и авангардизм формы просвечивает лукавое, ерническое, убийственно ироническое постмодернистское содержание.

Легкомысленное, с ощущением безнаказанности сошествие в Ад все равно не может избавить даже самых циничных героев от мук Страшного Суда, какие бы обличья он ни принимал.

Маргит Карстенсен, Анна Карина, Бригитте Мира и Улли Ломмель в остросюжетной драме Райнера Вернера Фассбиндера «Китайская рулетка».