logo
 
?

извержение подводного вулкана

Ундасынов Искандер Нуртасович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института сравнительной политологии Российской Академии Наук. Его основные труды были высоко отмечены в научных кругах за оригинальность, глубину в решении исследуемых проблем, хорошее литературное изложение. Однажды, лет двадцать тому назад, я осознал, что плохо знаю историю моего народа и что это для меня как казаха и как историка-профессионала непростительно. Чулашникова «Очерки по истории казах-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен» (ч. Чтобы помочь такому читателю я и написал эту книгу. В первые два года независимости Казахстана это явление приобрело самые широкие масштабы.

Ундасынов — автор шести монографий и более пятидесяти научных и научно-популярных работ по истории Европы, Второй мировой войны, международного рабочего движения. Ундасынова также издавались на английском, немецком, французском, испанском. Книга носит научно-популярный характер и рассчитана на читателей, интересующихся историей казахов. Поэтому массовому читателю, интересующемуся историей казахов, удовлетворить свой интерес не так-то просто. Естественный интерес к своему прошлому, — отмечает в своей книге „В потоке истории“ Н. Назарбаев, — принимает уродливые формы, когда за дело принимаютсянедостаточно компетентные специалисты, использующие период динамичного роста национального самосознания, всеобщей эйфории в результате начального этапа становлениянезависимой государственности как возможность беспрепятственного свободного сочинительства, индивидуального самовыражения или возвеличивания своей родоплеменной группы.

Предлагаемая, первая часть книги «История казахов и их предков» охватывает период со II тысячелетия до н.э. В ней описана этнополитическая история насельников казахстанских степей от ариев до тюрков. Вторая рассчитана на подготовленного читателя; а третья написана, мягко говоря, не совсем объективно. Еще в древности повелось и продолжается в наши дни, что многие историки, пишущие историю своего народа, делают это крайне субъективно.«…

Ундасынов профессионально занимается изучением истории кочевников евразийских степей. Султанова «Летопись трех тысячелетий» (Алма-Ата, 1992) и М. Первая книга давно стала библиографической редкостью, да и изрядно устарела.

С тех пор я проштудировал немало работ по истории кочевников в целом и по истории кочевников казахстанских степей в особенности. По социально-экономическим проблемам номадизма (кочевничества) опубликовано огромное количество трудов, тогда как обобщающих работ по этнополитической истории казахов и их предков — всего три. Всюду и в угрожающих количествах появились доморощенные историки, с позиций „родовой кочки“ пытавшиеся писать этногенез народа, его историю». История человечества — это процесс перехода от изолированных людских коллективов к всечеловеческому единству.

Постепенно у меня созрела мысль написать книгу, посвященную социально-экономическим проблемам кочевых обществ, их формационной природе. А насаждаемые «патриотами» в массах национализм, шовинизм, и в крайнем проявлении, расизм толкают людей, народы, государства в пропасть разобщенности и вражды.

Помочь избежать этой опасности историк может только при условии — если историю своего народа он будет освещать также беспристрастно, как историю любого другого народа. Но, только следуя ей можно добиться высокой степени объективности в изложении событий прошлого. Первая часть посвящена истории предков казахов в период с II тыс. до XII века н.э.; вторая — истории ближайших предков казахов — кыпчаков и охватывает период с VII века н.э. И, наконец, в третьей части будет рассмотрена история собственно казахов, начиная с создания казахского ханства и до вхождения казахов в состав Российской империи.

А именно к этому должен стремиться любой добросовестный историк. Каждый народ, подобно любому человеку, имеет череду предков.

Их корни так далеко уходят в глубь тысячелетий, что проследить их до начала практически невозможно ни у людей, ни у народов.

И тем не менее…Недавно установлено, что все люди являются потомками одной «женщины» (самки питекантропа), жившей 150-200 тысяч лет тому назад в Восточной Африке.

Из этого следует, что все люди и все народы, как ушедшие и живущие ныне, так и те, которым еще предстоит появиться в будущем, имеют общего предка. Она завершает длительную дискуссию по одному из самых кардинальных вопросов истории человечества: произошли ли далекие предки людей, из одного центра (моноцентристская концепция) или существовало несколько таких центров (полицентристская концепция).

Она, однако, не решает другого, не менее значимого вопроса, а именно: был ли один или несколько центров происхождения современного человека, именуемого в науке «homo sapience» («человек разумный»).